Уильям Оккамский

Один из «исторических» героев книги — Уильям Оккамский, один из величайших мыслителей четырнадцатого века.
Уроженец Суррея более всего известен нам постулатом о том, что не следует в рассуждениях умножать сущности без необходимости. Прямой цитаты, которая описывает «бритву Оккама» в приведенной выше форме в произведениях британца не найти. Формулировка шлифовалась веками. Но за принцип экономности мышления, выдвинутый в эпоху схоластического многословия, мы можем быть признательны именно Уильяму.
Собственно, Оккам практически похоронил и саму бесплодную схоластику, упражнявшуюся задачами о том, сколько ангелов или демонов может поместиться на кончике иглы.
Логически отделив обозначения предметов от самих предметов, и знаки, порожденные умом, и существующие лишь в уме от физических предметов и явлений, существующих вне зависимости от человеческого сознания, он позволил философской мысли стать куда более продуктивной, отбросив игру слов, как способ познания мира.
Уильям, с одной стороны, опередил свое время, а с другой, позволил совершить своеобразный переворот в европейской методологии познания, на шаг приблизив человечество к научному методу.
На свою беду, блестящий мыслитель был не лишен и политических интересов, и стал одним из идеологов гибеллинов, провозгласив, что папа должен был смиренен, и подчиняться светским властителям в светских делах, и церкви, как организации в делах духовных.
Разумеется, это сильно не понравилось другому историческому герою «Провинциала» папе Иоанну, который нашел уместным пленить Оккама в Авиньоне, и продержать в узилище практически шесть лет.
За эти шесть проведенные в авиньонской тюрьме лет, Оккам знакомится с главным героем нашей книги — Дефаном, и тот даже помогает ему бежать, и достигнуть Мюнхена. Оккам оказывает большое влияние на образ мыслей героя, и можно сказать, делает его своим последователем в том, что касается методологии познания мира.

Оставить комментарий