«Розы» соборов

Пожалуй, самой красивой деталью соборов Средневековья (тринадцатого — четырнадцатого веков) были “розы” — круглые окна разных размеров, украшавшие фасады соборов и церквей.
И хотя в то время никто не называл их по имени цветка (название дали позднее, и согласитесь оно весьма удачно), любовь к этому архитектурному решению пронизывает “темные века”.
Вероятно, “колеса”, как и многие другие архитектурно-декоративные элементы, были позаимствованы европейцами у “неверных” — то ли в ходе крестовых походов, то ли во время реконкисты.
Резные орнаменты в форме круга можно увидеть в отделке многих зданий Гранады, Кордобы, старого Иерусалима. Однако в Европе возможности круга были переосмыслены, и после того, как в начале тринадцатого века тысячи паломников восхитились “глазом” собора в Шартре, “розы” начали расцветать в соборах разных городов Европы.
Розы украшали фронтальную часть собора, и в большинстве случаев были оснащены витражами. Собор с розой становился чуть менее суровым и более человечным. Бог являл верующим не только величие, но и красоту.
Расцветшие на фасадах розы делали мир прекраснее, не подавляя молящегося, но возвышая его.
Благодаря розами храмы преобразились и внутри. Мощные потоки света, разбитые разноцветными витражами, делали пространство диалога с богом теплым и праздничным.
Круговая структура с центром и лучами, конечно, полюбилась и визуальным рассказчикам. Ведь в мире комиксов, а не книг, упорядочивание пространства для историй имеет большое значение. Таким образом можно было изображать известные всем группы, например, Иисуса и апостолов. В последовательных сегментах можно было рассказывать историю. В лепестках находилось место для известных личностей — как царей древности, так и святых.
Поместив в центре героя, вокруг можно было располагать его деяния, и так далее.
Читать розы, как и “писать” их было отдельным удовольствием.
Неудивительно, что став чрезвычайно популярными во Франции, розы быстро заполнили Италию, Испанию, Англию, став своеобразной “визитной карточкой” религиозной архитектуры времени, в котором происходит действие романа “Провинциал”.
И его герои, не лишенные чувства прекрасного и художественного вкуса, могли наслаждаться прекрасными “розами” так же, как делаем это сегодня мы.

 

 

 

Оставить комментарий