Расцвет комиксов

В Древнем Египте, Китае, Месопотамии, античном мире люди умели рассказывать истории словами. Лучшие устные истории записывались.
Средневековье обожало интересные истории, но словами их записывали не так часто, как хотелось. Виной тому была массовая неграмотность. Песни о Роланде или Сиде, многочисленные жесты, или даже патетические творения Бертрана де Борна или Кретьена де Труа, большей частью передавались изустно.
Тем не менее, желание увековечить эпохальные моменты для потомков переполняло и действующих лиц и свидетелей.
И истории фиксировались, правда не записывались, а зарисовывались (вышивались, вырезались в камне и так далее).
Средневековье стало эпохой расцвета комиксов, где чтение было заменено разглядыванием последовательности картинок. Комиксовая стилистика одинаково хорошо подходила и для рассказа религиозных историй (библейских, апокрифических, легенд о святых), и для повествования о вполне исторических событиях.
И если иллюминаторы в монастырях изукрашивали маргиналии, дополняя текст, которых все же надо было читать, то мастера комиксов, как положено, разговаривали картинками, вкрапляя отдельные слова для того, чтобы обозначить персонажей или событие.
Иногда в комиксах (как и сейчас) появлялась прямая речь, которая, как водится помещалась в некоторое облачко.
Большие комиксы занимали много места, особенно много, если их делали в виде резьбы на камне или витражей. И достаточно много, если речь шла о ткачестве или вышивке.
Определенным эталоном в этой сфере стал, безусловно легендарный гобелен из Байо, который, во-первых, был одним из первых, во-вторых, рассказал об одном из самых значимых событий — высадке Вильгельма и норманнов в Англии и битве при Гастингсе, а в-третьих, стал настоящим произведением искусства.
Пожалуй, именно ковер или гобелен из Байо дал мощный толчок к развитию комиксовой культуры в средневековье, и действительно, как это и задумывалось, через века пронес рассказ о Вильгельме и его подвигах.

Оставить комментарий