Мадонна

Жизнь большинства людей в Средние Века была достаточно плоха, и суровый бог нуждался в смягчении. Трудно было представить беззаботного бога-отца, бог-сын страдал на кресте, а люди нуждались в поддержке, им надо было дарить надежду.
Символом надежды и божественной теплоты в те времена становится Мария, непорочная мать Иисуса. Мадонне посвящаются центральные соборы городов, к ней обращаются в минуты горечи, и она становится настоящим символом начала и конца каждой жизни.
Художники и скульпторы, обращаясь к богоматери, показывают невыразимую радость матери, родившей ребенка и невыносимую скорбь матери, потерявшей сына.
Мадонна с младенцем и Пьета начинают украшать соборы самых разных городов, и именно эти изображения становятся одними из самых популярных.
«Народная» вера в треченто, это в значительной степени вера в богоматерь, в Мадонну, которая понимает, разделяет и облегчает все скорби маленьких людей сурового мира. Она не требует жертв, она снисходит и отдает.
С помощью Мадонны церковь находит некий столь важный баланс между требовательным и беспощадным богом, и потребностью в утешении. С Мадонной вопрос теодицеи в его простонародной интерпретации (почему же бог дозволяет несправедливость и страдания, которыми полон мой маленький мир) становится не таким острым. Ведь Мадонна, как вселенская мать, становится универсальной заступницей, средневековым психотерапевтом, позволяющим пережить самые ужасные моменты, и не отчаяться.
Мадонна очень много значит для средневекового мира, и до сих пор отголоски этого всеобъемлющего значения, мы находим в «народных верованиях» католических стран.
Ну а возникающая в средние века Пьета становится одним из самых сильных образов мировой культуры на все времена.

Оставить комментарий