«Кузари»

Переписка Иоанна 22-го с Узбеком, о которой вы могли прочитать в предыдущих постах, была не единственным примером взаимодействия Европы и Азии.
В десятом веке выдающийся дипломат Хасдай ибн Шапрут (известный и как искусный переговорщик, и как хороший врач) вступает в переписку с каганом Иосифом, который возглавляет таинственную Хазарию. Хазария затеряна среди бескрайних просторов Азии, между Черным и Каспийским морем, и для европейцев представляется чем-то средним между царствами тартар и моноподов.
Однако, из мифической во вполне реальную плоскость Хазарию переводят письма, которые направляет в Кордову пытливому Хасдаю ибн Шапруту, тамошний властитель Иосиф, демонстрирующий столь же высокую образованность и широту взглядов, как и несколькими веками позднее Узбек.
Открытием для европейцев, и для покровителя иудейской общины Испании (которым был Шапрут) становится то, что хазары — иудеи. Пусть это не царство пресвитера Иоанна, исповедующее христианство, но это затерянная неведомо где страна, население которой исповедует хорошо знакомую европейцам религию.
Эта история будоражит умы исследователей, и в двенадцатом веке Иегуда Галеви пишет «Кузари», где объясняет почему хазары стали иудеями.
Он красочно описывает диспут, в ходе которого соревнуются мусульмане, христиане и иудеи, и правитель Хазарии по его итогам выбирает веру для себя и своего народа.
Тема религиозного диспута, популярная тогда в Европе, переносится на край географии, и рождает очень красивую и целостную историю.
Красивую настолько, что ее затем несколько раз заимствуют и перелицовывают.
Одна из этих переделок особенно близка нам, ведь она повествует о том, как выбирает религию Владимир Святой, правитель Киева. Предание о выборе религии и крещении киевлян и смыслово, и даже текстуально совпадают с фрагментами Кузари, что говорит о том, что история превращается в «бродячий сюжет». Авторский текст Галеви становится «народным», и в этом качестве попадает и в нашу средневековую историю.

Оставить комментарий