Кадаверы

В Средние века пропасть между бедными и богатыми существовала не только при жизни. Смерть ничего не меняла. Чем проще «хоронили» (если вообще хоронили бедняков), тем пышнее обустраивали посмертное существование аристократов и священников. Фантазии создателей надгробий были неистощимыми, а к самому посмертному промыслу привлекали выдающихся зодчих.
Одним из самых необычных изобретений средневековой мысли стали гробницы-кадаверы. Достаточно долго на крышке гробницы мастера вырезали благостный образ покойника, зачастую в его прижизненном облачении. Монарх лежал в короне, рыцарь с мечом, священник в ризе, прекрасная дама с книгой в руках.
Однако, в какой-то момент художники решили, что такие надгробия недостаточно экспрессивны, и им пришла в голову интересная мысль — почему бы не показать умершего в камне таким, каким он лежит в гробу в тот самый момент, когда мимо проходит зритель.
Вероятно, впервые такая мысль посетила мастеров, которые наблюдали за поклонениям мощам. Не слишком красивые мощи укрывались в склепе, а сверху на крышке изображался покойник при жизни.
Подобная композиция была впервые воспроизведена в камне еще в четырнадцатом веке. Изображения покойника располагались одно под другим, и если верхнее было вполне традиционным, то нижнее представляло собой скелет с остатками разлагающейся плоти.
В дальнейшем появилось несколько типов кадаверов, к классическим «двойным» присоединились те, где был изображен только скелет (или имитация мощей), и те, где показывалось постепенное истлевание тела. Далее фантазия скульпторов продвинулась настолько, что скелеты стали ставить вертикально.
Кадаверы были призваны напомнить людям о том, насколько бренна человеческая плоть, и что заботится надо исключительно о сохранении души. Самое красивое тело после смерти очень быстро становилось отвратительным набором костей, а вот душа жила долго.
С другой стороны, двойные кадаверы должны были облегчить опознание покойника в день страшного суда. Ведь, когда мертвецы восстанут из могил, важно, чтобы не случилось путаницы, а праведник обрел законное место в раю. Двойная идентификация, по замыслу создателей могил, должна была помочь господу.
Традиция изготовления кадаверов достаточно быстро пресеклась, однако и сейчас они производят большое впечатление.

 

 

Оставить комментарий