Breakfast

Уставы средневековых монашеских орденов были достаточно суровы, однако еще суровее было их практическое воплощение.
Принятое «умерщвление плоти», и превращение жизни в невыносимую без рациональных оснований, в средние века находило обоснование в религиозной истовости и культе мучеников.
Сейчас мы можем попытаться объяснить происходящее с позиций опытов Зимбардо и Милгрэма. По сути, в каждой обители проходил своеобразный «тюремный эксперимент», в котором аббат, камерарий, визитаторы ордена (и даже члены капитула) выступали в качестве тюремщиков, а простые монахи — в качестве заключенных.
Как мы знаем, в такой ситуации в человеке просыпаются худшие качества. Вероятно, именно это имело место и в монастырях. Монахи вынуждены были вставать не просто до рассвета, но ночью, и делать это несколько раз. Целью собраний была не продуктивная работа, а совместная молитва.
Немудрено, что во время молитвы, монахи пытались дремать, укрывшись капюшонами. Но «надзиратели» придумали остроумное решение этой проблемы.
Один монах ходил с горящей свечой вдоль ряда молящихся, и если находил дремавшего, передавал ему свечу и обязанность ходить вдоль строя.
Разумеется, монахи, проснувшись в ночи, через некоторое время начинали хотеть есть. Но удовлетворять голод было нельзя. Каждый день начинался с «поста» — еще одного издевательства. И только когда солнце всходило, монахи, совершив очередной круг молитв, могли прервать пост, и приступить к первой трапезе дня.
Собственно, в англоязычном мире прерывание поста — breakfast до сих пор обозначает утреннюю трапезу.
Так что, каждый день, завтракая, мы сегодня вспоминаем монахов, для которых эта трапеза была долгожданным прерыванием нелегкого поста.

 

 

Оставить комментарий