Ад

Когда Данте создавал свой «Ад», ему было трудно решить, как поступить с людьми, которые с одной стороны пользовались заслуженным уважением, и на которых ссылались даже отцы церкви, но с другой, никак не могли оказаться в раю.
Речь идет о знаменитых мыслителях древности, которым не выпало возможности стать христианами. Аристотель почитался ученой Европой, сам Данте немало у него позаимствовал. Гомер слагал прекрасные поэмы, и не был замечен ни в каких грехах. Сократ, Платон, Зенон, Анаксагор — их было за что уважать, и не за что было порицать.
Добрый христианин Данте смотрел на таких людей с жалостью. Он не мог не определить их в ад, поскольку они не знали Христа, но и не желал им тяжелой участи. Так они оказались в лимбе, или круге первом — месте хоть и адском, но вполне приличном (судя по апокрифам, туда заглядывал сам Иисус), и с хорошим климатом.
Так Данте решил собственную нравственную дилемму — как карать людей, весь грех которых состоит в том, что они родились и жили до того, как на Земле появился Иисус.
Сейчас эта дилемма смотрится странно, однако в средневековой парадигме, сомнений в том, что ад существовал всегда, а вот рай и возможность попасть туда появилась только с началом христианской эры ни у кого не было.
Поэтому когда мы размышляем о действиях и мотивах людей треченто, важно понимать, каким было их мышление, и какие рамки его определяли.

 

 

 

Оставить комментарий