Реликварии

Легенда гласит, что однажды маленький Сальвадор Дали, расхаживаю по дому в Фигуэресе, заинтересовался деревянной дверью между комнатами. Дверь была сделана из толстых грубых досок, в которых водилось множество насекомых. Маленький Сальвадор с интересом наблюдал за червячками, которые вылезают из «проеденных» отверстий и прячутся обратно. Его заворожило это зрелище, и в голове маленького гения появилась совершенно неожиданная ассоциация.
Он отправился за красками, и через пару часов на двери была изображена большая тарелка со спелой черешней (или вишней). Ягоды были прорисованы чрезвычайно натуралистично, и подойдя ближе внимательный зритель мог увидеть червячков, которые «ели» черешню так же, как в саду червячки едят настоящую черешню.
Гениальное совмещение художественного произведения и реальности тогда засвидетельствовало невероятный талант ребенка, который видел мир не так, как окружающие.
С другой стороны, в этом шедевре Дали можно увидеть отголосок средневекового взгляда на мир, в котором совмещение арт-объектов с частями реального мира, было одним из самых мощных культурных направлений.
Речь идет о реликвариях, в которых хранились мощи святых, и которые, в соответствии с популярным тогда течением изготавливались в виде той части тела, которая в них хранилась.
Настоящие кости или мощи таким образом встраивались в художественные произведения, чтобы получить синтетические объекты невероятной смысловой мощи, объекты которые вызывали восхищение и экстаз у миллионов людей.
Сегодня, когда современное искусство разрушило много классических рамок (во многом благодаря и творчеству упомянутого выше Дали), мы можем заново оценить гениальность этого средневекового течения, и, возможно, чуть лучше понять ход мыслей гениев четырнадцатого века.

Оставить комментарий